Письма

Рука рынка

Мне 27 лет, закончил в 2014 СПбГЭУ (бывший ИНЖЭКОН), некоторое время работал в нескольких интернет-агентствах России, помогал малому бизнесу находить новых клиентов. Спустя три года после выпуска, из-за ошибки молодости, у меня образовался долг в 150 тыс. руб., на носу сдача кандидатской (которую мне также оценили в 150 тыс. руб.) или билет в армию, если сдача будет провалена. Оставлять долг на родителей не позволяла совесть, и решать вопрос надо было быстро. Выбор пал на «туристическую поездку» в Штаты, на работу грузчиком. Не мечта всей жизни, но цель оправдывает средства – всяко лучше, чем шкурить рыбу на одном из заводов Камчатки. Учитывая все затраты на перелеты и т.д., США все равно выглядело привлекательнее. Так и остался на чистом энтузиазме...

Сейчас я живу в одном из мегаполисов США и у меня, на пару с моим другом, малый бизнес по перевозке квартир/домов/офисов. Так вот, к чему я это. Говорят, в штатах «свободный рынок» и конкуренции пруд пруди, да вот только сегодня мы ощутили на своей шкуре, что конкуренция вполне может быть регулируема, если у кого-то большого и крупного есть ресурс и влияние. В нашем случае таким большим и крупным оказалась компания Yelp. Она занимается тем, что размещает данные о малом бизнесе и просит пользователей приложения/сайта оставить отзывы о работе компаний. Первые полтора года мы уповали на эту платформу и на хорошие отзывы, трудились не покладая рук и всячески просили наших клиентов оставлять отзывы на сайте Yelp. Мы радовались, счетчик отзывов рос, количество заказов росло, но ровно до тех пор, пока мы перестали платить компании Yelp за «приоритетное размещение». Постепенно счетчик наших отзывов начал падать и так, пока 90% отзывов не было спрятано в «не рекомендованные», а аргументация была в духе «умный алгоритм убирает все, что кажется "фейком"». Но как только мы начали платить снова, мистическим образом счетчик начал расти в обратную сторону и сейчас, спустя 2 недели оплаты «приоритетного размещения» мы имеем около 30 видимых отзывов из 100. Значит ли это, что алгоритм работал все это время ошибочно?..

После увиденного я начал искать информацию, а легально ли вообще такое поведение со стороны Yelp'a? И оказывается, мы далеко не первые кто обнаружил проблему, да только суд оказался на стороне гиганта. Что делать в таком случае нам, малому бизнесу? Самый простой метод – уйти на другие площадки и всячески продвигаться там, что мы и будем делать. Но сейчас я воочию столкнулся с принципом «кто платит – тот и музыку заказывает». И это только один из примеров «честной конкуренции», хотя сам Yelp нам не прямой конкурент, а только третья сторона, которая пользуется своим доминирующим положением на рынке и таким образом «стрижет овечек». Я уже не говорю о том, что многие компании (и мы в том числе) устраиваем демпинг цен, далеко не каждый сотрудник имеет страховку, а если и будет застрахован, далеко не каждый владелец бизнеса «потратит» ее на сотрудника, ведь общая цена страховки возрастет и как бы вообще не пришлось прикрыть бизнес. Я уже не говорю о банальном кидалове с зарплатой, ведь почти все сотрудники подобных компаний – эмигранты, кто-то с документами, кто-то без, но многие делают простой выбор – оказаться кинутыми и не тратить время на разбирательство, за свое положение страшнее. Хочется сказать, что мы не такие и так делать не будем, но видимо до тех пор, пока вопрос не встанет ребром: доход и комфорт твоей жизни или «кого-то еще».

comments powered by HyperComments